Иоанн Марк родился в 1899 г. в Киликии, г. Осман (Турция), в семье пастора армянской евангельско-протестанской общины, практиковавшей крещение детей. В семье придерживались библейских правил: почитание мужа, старших, уважение к матери-жене.
Мать умерла, когда Иоанн был лет 3-4-ёх. Одаренный мальчик пошел в школу в 4 года и окончил к 8 годам 4 класса. В 8-летнем возрасте он был принят в миссионерский колледж имени ап. Павла в г. Таре (родина великого апостола). Туда принимались юноши не моложе 16-и лет, но директор, близко знакомый с отцом Иоанна, сделал для него исключение. И не ошибся: мальчик интеллектуально не отставал от старших, а в моральном отношении даже шел впереди, заслужив от директора звание «мой маленький проповедник». После 2-летней учебы заболевание тифом прервало его занятия.
В 1909 г. при погроме христиан, организованном мусульманами по приказу султана, 10-летний Иоанн лишился отца, которого могло спасти от смерти только принятие магометанства. Отец его смело отклонил это предложение... попросил время для молитвы... преклонил колени и сказал: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают. А я предаю душу в Твои руки». Когда отец закончил молитву, турки ему, связанному, отрубили голову. Иоанн узнал об этом от грека-аптекаря, которому турки сохранили жизнь.
После мученической смерти отца он начал 3-ий год учебы в миссионерском колледже, но заболел трахомой (болезнь глаз) и вынужден был опять прервать занятия. Позднее он пришел к убеждению, что эта болезнь была от Бога, чтобы открыть ему «двери к вечному счастью, к вечному спасению через рождение свыше».
После смерти отца, оставшись круглым сиротой, он поселился у старшей сестры, имевшей детей. Чтобы не быть ей в тягость (она жила бедно), начал браться за разные работы и торговлю и, призывая имя Божье как верующий мальчик, проявлял редкую находчивость и имел успех. В этот период своей жизни он втянулся в дружбу с молодыми людьми, которые вели порочную жизнь и заражали его грехом. Однажды в воскресный день он увидел на столе у сестры открытую Библию и начал читать и увидел, насколько далеко он отошел от Бога.
В 1913 г., когда ему было 14 лет, узнав, что приехал в их городи будет проповедовать евангелист, которого он слушал, учась в колледже, пришел на собрание и с тех пор постоянно посещал их. Он неоднократно выходил с покаянием и все же он продолжал грешить... Но вот после продолжительных бесплодных попыток освободиться от греховных привычек, он однажды из глубины души воззвал к Господу Христу: «...Ты можешь изменить мое сердце и избавить от любви ко греху! Сделай это, и я всю жизнь посвящу Тебе. Но если Ты меня любишь... то умертви теперь, чтобы больше я не грешил». Вдруг совершилось чудо. Исчезло бремя греха... сердце наполнилось миром и радостью... С этого момента жизнь его совершенно изменилась.
Он начал усиленно изучать Библию и скоро пришел к выводу, что после рождения свыше христианин должен принять крещение по вере. Но по не зависящим от него обстоятельствам крещение он принял только в 1917 г. в г. Баку (Россия), куда после многих опасностей и мытарств попала целая группа армян-христиан в связи с военными действиями на русско-турецком фронте.
В России они тоже скитались по городам Баку, Астрахань, Георгиевск, Пятигорск... Здесь русская баптистская церковь оказала им помощь. В 1920 г. группа армян-беженцев, возглавляемая И.М., переселилась в Кисловодск, где власти выделили им три пустующих дома для приюта и Библейской школы. В этой школе И.М. начал выступать с беседами о «Божьем плане спасения». Слушать эти беседы приходили члены русской общины евангельских христиан, где пресвитером был Ф. Санин, председатель отдела Союза евангельских христиан на Северном Кавказе. Довольно быстро освоив русскую разговорную речь, И.М. начал посещать русские общины ев. христиан, сотрудничая с Ф. Саниным. В 1922 г. вместе с Ф. Саниным бр. И.Марк посетил многолюдные общины ев. христиан в Москве и Ленинграде, где он вдохновенно излагал «Божий план спасения». Там он познакомился с председателем ВСЕХИ.С. Прохановым.
В 1923 г. он женился на девушке-армянке из среды христиан-беженцев из Турции; уже через неделю по поручению Ф. Санина выехал в г. Владикавказ, где в общине ев. христиан проводил пробудительные собрания, сопровождавшиеся покаянием многих неверующих.
Вскоре на годовом съезде представителей общин ев. христиан Сев. Кавказа ему было предложено служение разъездного благовестника с материальной помощью от Союза ев. христиан (ВСЕХ). В 1926 г. состоялся Всероссийский съезд ев. христиан в Ленинграде, где делегатами от Сев. Кавказа были Ф. Санин и И. Галустьян; там они выступили с докладами.
В 1927 г. начались аресты, материальное положение церквей ухудшилось, и он перешел на свое содержание. Бр. Санин был арестован и передал из тюрьмы, что угроза ареста нависла и над И. М. К этому времени семья И.М. возросла до семи душ. В 1935 г. он переселился в г. Черкесск и, занявшись изготовлением кистей для покраски, смог с одним братом на двоих купить дом и обзавестись небольшим хозяйством. Это было спасительным для семьи мероприятием, так как в 1936 г. он был арестован.
После 50-ти дней допросов, сопровождавшихся угрозами «сгноить в тюрьме», следствие было окончено и он был осужден на пять лет северных лагерей. Брат И.М. был отправлен на Колыму, куда он прибыл в сентябре 1937 г. За эти пять лет не раз от истощения и болезней он был на грани смерти. Неоднократно, почти полностью теряя зрение, он терял присутствие духа и плакал навзрыд, а потом просил у Бога прощения за то, что не мог более терпеливо переносить страдания, как подобает доброму воину Иисуса Христа (2 Тим. 2:3). И Бог посылал ему облегчение его лагерных условий, восстанавливал его силы, возвращалось зрение.
В 1942 г. летом, после 5 лет и семи месяцев пребывания в «долине смертной тени», он возвратился домой к семье, а 11 августа в г. Черкесск вступили немцы. Брат И.М. стал инициатором восстановления регулярных собраний общины ев. христиан, существовавшей до 30-х годов. Восстановили Дом молитвы, организовали материальную помощь старикам и очень бедным, и Бог послал покаяния неверующих и пробуждение духовно уснувших членов церкви. Организовали миссионерскую группу до 70-ти человек для посещения сел с проповедью и пением. В ледяной воде поздней осенью приняли крещение по вере 50 душ (стр. 162). Духовно сильные братья Есаулов П. и Дорошенко И., пресвитер церкви баптистов с. Джагута, объединились с И.М. для труда по селам. Девизом бр. И.М. стало: между евангельскими христианами и баптистами не должно быть и следа былого разделения.
Но здесь началось отступление немцев, которые под угрозой смерти отправляли всех мужчин в свой тыл, чтобы они не стали пополнением для наступающих русских. Так сложились обстоятельства, что три брата, приготовившие себя для миссионерского труда, стали двигаться с юго-востока на северо-запад, проповедуя в малых и больших еванг.-бапт. общинах. Их кочевую жизнь облегчала пароконная подвода брата Дорошенко И. Их маршрут был: Черкесск, Армавир, Таганрог, Мариуполь, Каховка, Херсон, Николаев, Кировоград, Винница... Из г. Винницы их передвижение на запад продолжалось товарными поездами: Каменец-Подольск, Львов, Краков, Варшава, Любек, Берлин и др. города Германии...
В своей книге бр. Галустьян пишет, что во всех выше именованных городах он, нередко длительное время, имел возможность для проповедей и бесед, главным образом, призывного характера, в результате чего уснувшие христиане пробуждались, а неверующие обращались к Богу с покаянием, а позже принимали крещение по вере, присоединяясь к баптистским и евангельским церквам
Плодоносными были в деле приобретения душ для Христа его евангелизационные поездки в конце 60-ых годов в славянские церкви ЕХБ Австралии и Южной Америки, а потом и на Ближний Восток по армянским евангелическим общинам в Бейруте, Дамаске, Аммане, Стамбуле. В эти годы была также осуществлена братом И.М. большая работа по письменному изложению бесед «Божий план спасения», изданных в двух томах. В 1973 г. он имел счастье, благодаря заботам двоюродных сестер, встретиться после 30-летней разлуки с женой и пробыть с ней 3 месяца в Ливане.
В последние годы, проживая в Лос-Анджелесе, брат Иоанн Марк посещал многие верующие семьи, устраивая домашние собрания. Многие братья и сестры вспоминают об этом с глубокой признательностью ему и Господу. На этих собраниях брат Марк проводил беседы с неверующими соседями, и некоторые из них, обратившись к Господу, и сегодня являются примерными христианами.
На домашние собрания Иоанна Марка возили на автомобиле два брата по вере, поочередно. Они свидетельствуют, что за этот период научились очень многому от брата Марка, духовно окрепли и теперь продолжают его работу. Один из них устраивает регулярные собрания для заключенных в тюрьме.
Перед уходом к Господу Иоанн Марк лежал в больнице около месяца. Многие русские братья, посещавшие его, свидетельствуют о его горячих молитвах о деле благовестия Евангелия русскому и армянскому народу. И те и другие были близки его сердцу. Смерть он встретил с верой и надеждой, что идет к Господу и Искупителю, чтобы продолжать славить Его во веки веков.
2 октября 1987 г. Иоанн Марк отошел к Господу Которого любил до последнего дыхания. Много он потрудился для славы Христа и спасения грешников Его благодатью в течение своей 88-летней жизни; много встретил трудностей и страданий, но победил... И жребий его в вечности — среди победивших: «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божьего» (Откр. 2:7).