Виктор Ковба родился и вырос в Житомире, Украина. Покаялся и крестился в 1995 году. В 2000-м был рукоположен на пастора. 10 лет был пастором церкви Евангельских христиан-баптистов в пригороде Житомира, в с. Гадзынка, а также координатором по организации новых церквей в Житомирской области. Закончил институт ICP (International Church Planters) в Минске, учился в Киевской Богословской семинарии.
Сегодня Виктор совершает служение миссионера в Испании, в городе Торревьеха (Аликанте), Валенсийское сообщество. Подробности – в интервью нашего корреспондента Ирины Кархут.
Корреспондент: – Виктор, что для Вас значит быть миссионером?
Виктор Ковба: – Быть миссионером – это моя жизнь, выполнение Великого Поручения Христа, открытие новых церквей! Это также значит умереть для себя, чтобы жить для Бога. Это ночи и дни, проведённые в молитве и посте. Это переживания, порой – разочарования, потери, а также радость и самоотверженность. Молитва – главный стержень каждого дня моей жизни. Это главный стержень для всех миссионеров!
Миссионерский труд – мое обязательство перед Господом: провозглашать Евангелие всем людям и приводить их ко Христу. А также – постоянное пребывание в Слове Божьем и жизнь, достойная призвания.
Однажды, когда моя жизнь была на волоске от смерти, я пообещал Богу, что если останусь жив, буду служить Ему чистой и доброй совестью, всем своим сердцем, всей своей душой, всем разумом и силой, а также буду служить людям и приводить их ко Христу. И если я бываю слаб, то Господь всегда силен!
Помню, как моя сестра сказала: «Виктор, самое лучшее, что ты умеешь делать – это проповедовать Евангелие людям. Пожалуйста, никогда не оставляй это служение!»
Корр.: – Каков Ваш миссионерский опыт?
В. К.: – Мой опыт личного миссионерского служения начался сразу после того, как я принял крещение в 1995 году. С Библией в руках ехал на далекий хутор, собирал людей и рассказывал им Евангелие. Некоторые уверовали и начали посещать нашу церковь в городе (за 25 км).
Потом поехал в село, где была одна верующая бабушка, но не было общины. Собирал там людей на улице: люди выносили лавки, садились и слушали Евангелие. Ни в одно воскресение, когда проходило служение на улице, не было ни дождя, ни снега на протяжении всего года. Вскоре мы купили небольшой домик в том селе и начали организовывать новую церковь. Десять лет я был там пастором. Это благословенное время.
Также участвовал в подготовке миссионеров по открытию новых церквей в сёлах Житомирской области и всей Украины, в духовной и практической помощи этим миссионерам, а потом – и новым церквям. С Божьей помощью было организовано четырнадцать церквей.
В 2010 году мы переехали в Польшу в связи с серьёзной болезнью жены. И тут, кроме своей основной работы, я занимался миссионерством и проповедовал Евангелие. Тогда ко Христу пришло десять человек из нашего города. Сейчас они посещают польскую баптистскую церковь.
Также много послужили на миссионерских полях в Англии и в Германии.
В 2019 году Господь призвал нас в Испанию. С самого первого дня моего обращения к Господу и доныне продолжается миссионерская работа. Сейчас начал организовывать новую церковь. Господь обильно благословляет это служение! В общине тридцать шесть человек. Много молодёжи. С 23 мая 2021 по сегодняшний день мы собираемся в арендованном здании. Слава Богу за все!
Корр.: – Как пришло осознание того, что Вы нужны Господу в Испании?
В. К.: – В 2018 году и в начале 2019-го мы жили в Германии. Там есть друзья, у нас были хорошие работы, большая церковь, русскоязычная евангелизационная группа, в которой я принимал участие, хорошая медицинская страховка…
В один день я повёз свою жену к доктору на плановый медосмотр, и он порекомендовал нам переехать поближе к морю для того, чтобы поправить ее здоровье. Я нашел город Торревьеха – «русскую столицу Испании». Поинтересовался, есть ли там русскоязычная баптистская церковь. И не смог найти. В этом районе Испании сложно найти работу, но город благоприятен для проповеди Евангелия и организации новой церкви. Здесь проживает много русскоязычных и украиноязычных иммигрантов. В городе 105 000 жителей, из которых 15 % - граждане бывшего СССР. Торревьеха расположен на берегу моря.
Я начал поиски работы в этом городе, но кроме туризма ничего не было. Меня привлекли незасеянное поле для миссионерской деятельности, недорогие цены на продукты и жилье, русскоязычная среда. Мы с женой искренне помолились и решили ехать. Было немного денег, которые очень быстро закончились. Искали с женой разные подработки, я усердно проповедовал Евангелие. Было много разочарований, но Господь держал в Своей руке: "Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас" (Псалом 67:20).
Корр.: – Расскажите немного о своей семье? Как она помогает Вам в служении?
В. К.: – У меня большая семья: жена Татьяна и пятеро детей (трое из них приемные), восемь внуков (скоро будет девятый). В Испании живем и служим только мы с женой. Дети приезжают время от времени и помогают нам в служении. Основная помощница во всем – моя жена. Она много раз поддерживала меня в тяжелых ситуациях, в моей миссионерской деятельности. Если бы не Господь и не жена, то я бы и не был пастором. На ней лежит большая часть работы с людьми: странноприимство, служение секретаря в церкви.
Корр.: – Каковы, по Вашему мнению, важнейшие качества, которыми должен обладать миссионер?
В. К.: – Главные качества миссионера – это умение делиться верой, личным опытом, постоянное пребывание в Слове и молитве, дружелюбность, общительность и терпение.
Сначала нужно полюбить тех людей, которым ты хочешь проповедовать, потом сделать так, чтобы они тебя полюбили, а потом уже говорить им о Христе. Это из моего опыта. Важно терпение и время, которые принесут свои плоды.
Корр.: – Чем отличается успешная миссия от неуспешной?
В. К.: – Думаю, есть успешная миссия и есть менее успешная, поскольку, на мой взгляд, не может быть полностью неуспешной миссии. Мы сеем Слово и, возможно, сразу не видим плодов. И думаем: это – неуспешная миссия. Но Слово прорастает в человеке, и кто-то другой пожинает плоды нашей работы на Божьей ниве.
У меня есть такой пример: в Германии мы снимали дом у одной русскоязычной немецкой молодой семьи. Мы подружились с ними, рассказывали о Боге, приглашали в церковь, но все было безрезультатно.
Когда мы переехали в Испанию, они решили приехать к нам на отдых. Каждый вечер мы вели с ними дружеские беседы. Они задавали много вопросов о Боге. Мы пригласили их в церковь – и они пришли. Было молитвенное служение среди недели. И в этот день наша знакомая молодая женщина захотела помолиться молитвой покаяния. Для нас это была большая радость! Ее муж ещё на пути к покаянию. Теперь она посещает немецкую церковь, в которую мы приглашали ее почти два года. Бог делает чудеса!
Наш город – город иммигрантов. Чтобы миссия была успешной, нужно много работать и много молиться. Люди переехали в чужую страну. Им нужна сначала помощь для того, чтобы справиться с моральными, экономическими, эмоциональными и духовными проблемами. С ними нужно сначала подружиться, помочь им и вместе с этим проповедовать Евангелие. Потом пригласить в церковь. Церкви необходимо обеспечить сочувствие и поддержку, стать для такого человека семьей, основанной на духовных ценностях и свободе, заключенной в Евангелии. Слава Господу, у нас именно такая церковь! И мы молимся, чтобы она была такой всегда.
Богатый урожай ожидает тех миссионеров, кто сумеет согреть и накормить, а потом – насытить душу. В этом заключается успех миссии.
Менее успешная миссия – в необдуманных усилиях: нет постоянной молитвы, нет дружелюбности, умения делиться верой, нет долготерпения. Вот тогда многие люди враждебно воспринимают Евангелие. И тогда миссия выглядит неуспешной.
Корр.: – Какую личность из истории церкви Вы бы выделили с точки зрения миссии и почему?
В. К.: – Для меня большой пример шотландский миссионер Давид Ливингстон. Он очень много сделал для человечества, был первым европейцем, который побывал в Африке. Путешественник стал другом многим представителям самых разных племён, язык которых почти не исследован. Он принёс в мир новые открытия, знания в разных областях науки, а также всё это время занимался миссионерской деятельностью и написал много книг. Его надгробная эпитафия убедительно говорит о том, кем был доктор Дэвид Ливингстон, за что он сражался и за что умер: «Перенесенный верными руками через сушу и море, покоится здесь Давид Ливингстон, миссионер, путешественник и друг человечества”.
Тридцать лет его жизни были посвящены неутомимому стремлению распространить Евангелие среди народов Африки, исследовать неразгаданные тайны и уничтожить торговлю невольниками, опустошающую Среднюю Африку.
Слава Господу за таких людей!
Корр.: – Да благословит Господь Ваш труд, чтобы успех в деле благовестия был очевиден и чтобы Его благодать всегда сопровождала Вас!
Ирина Кархут