Брайтская и Рокландская церкви планируют совместный проект: проведение учебной конференции для служителей мусульманских стран Ближнего Востока. Недавно пастор Рокландской церкви Николай Алексеевич Бугриев вместе с двумя другими братьями ездил в Ливан, мусульманскую страну, расположенную на севере Израиля, для того, чтобы на месте оценить возможности проведения такой конференции. Корреспондент информационного отдела Объединения Светлана Иотко взяла у него интервью - читайте его ниже.
С.И.: Почему именно Ливан?
Н.А.Б.: Я давно мечтал поехать с миссией в Бейрут, Ливан. К нам в Сакраменто оттуда много раз приезжал пастор Мухаммед. Он христианин, и у него там много групп, которые он евангелизирует. У меня появилась мечта – проводить конференции для христиан, которые живут и трудятся в арабских странах, и я начал молиться об этом. Не секрет, что в арабских странах есть христиане, и мне очень хотелось им помочь. Пробуждение в исламском мире началось около 10 лет назад и продолжается до сих пор. Арабы, которые являлись мусульманами по рождению, обращаются в христианство, но им очень тяжело.
С.И.: Каким образом стало возможным это пробуждение?
Н.А.Б.: За счет активности западных миссионеров, средств массовой информации, пропаганды демократии и доступности Интернет-ресурсов. Благодаря социальным сетям, сегодня мы можем достичь огромное количество людей, которые живут в мусульманских странах.
С.И.: А как у вас появилась мечта о конференциях для христиан на Ближнем Востоке?
Н.А.Б.: Однажды Господь позволил мне быть на конференции в Стамбуле. Это было в 2012 году. Мы там открыли церковь евангельских христиан-баптистов, и там же мы проводили конференцию. Где-то 100-120 человек мы собрали тогда. На этой конференции были люди из Сирии, Ирака и Ливана. Брат Мухаммед был там, и я с ним познакомился. Он зажёг меня своей активностью и желанием служить Господу. Мы с ним вели переговоры о возможности проводить конференции для служителей-христиан, которые живут среди исламского мира. И вот к этому мы постепенно подходим. Но для того, чтобы осуществить этот проект, я решил туда поехать лично.
С.И.: Как прошла эта поездка и кто был в вашей команде?
Н.А.Б.: Каждый год перед Пасхой братья из нашей церкви, везут гуманитарную помощь для людей, которые живут в бедных странах. В последние годы мы ездили на Кубу, но Кубу закрыли в связи с КОВИДом, и два года мы туда не ездили. А до этого два раза мы посещали Кубу, Филиппины, и там мы раздавали гуманитарную помощь, помогали с ремонтом молитвенного дома и служили людям. Мы также ездили на Гаити после землетрясения. И вот в этом году мы решили поехать в Ливан для того, чтобы доставить гуманитарную помощь. Мы приехали туда, закупили продукты, целый грузовик продуктов, сформировали пакеты, стоимостью примерно 15 долларов за пакет. Там в этих пакетах были рис, соль, фасоль, и все самое необходимое из еды (у меня есть фотографии). Все это расфасовали и позже раздавали по церквям и палаточным лагерям. Многие семьи из Сирии, беженцы после войны, живут там в палатках, и дети, и старики, и для них это уже стало нормой. Для нас, американцев, это конечно, большой контраст. Мы имели возможность послужить и женщинам, и детям, и мужчинам. Были встречи в церкви, в центре для беженцев, в образовательных учреждениях, личные общения, работа с детьми, но моей основной задачей была подготовка к проведению конференции.
С.И.: Как долго вы были в Ливане и удалось ли что-то выяснить о возможности проведения конференции?
Н.А.Б.: Мы там были всего неделю, но удалось обо всём договориться, и, если Господь даст, планируем этой осенью провести конференцию в Ливане, пригласить туда христианских пасторов из Пакистана, Ирака, Ирана, Сирии, Иордании и Египта. Помещение мы уже нашли и теперь молимся, чтобы наши планы осуществились. Я считаю, что исламский мир особенно нуждается в Евангелии сегодня, и мы можем нести им Евангелие. Это то, к чему Господь призывает нас.
С.И.: Что на вас взгляд самое сложное в евангелизации среди мусульман?
Н.А.Б.: Лично я вообще не вижу никакой сложности. Я понимаю, что западный и восточный мир – это разные культуры, но я родился в России, на Кавказе, среди мусульман. Наверное, поэтому я вообще не вижу никаких сложностей, все сложности в нашей голове. Все проблемы и границы - у нас в голове. Люди, которые там жили, они не видят тех сложностей, которые могут себе придумать американцы. Самая большая проблема в том, что многие христиане боятся туда ехать. Но я вам хочу сказать, что в Ливане президент – христианин, вице-президент - шиит, а спикер парламента - суннит, то есть шииты и сунниты - это мусульмане. Если президент – христианин, то как можно сказать, что там нет христиан?! Сказать, что там христианам режут головы? На это нет никаких причин. Я считаю, что там - полная свобода, все можно: можно свободно ходить по магазинам, можно свободно ходить по улицам, можно делать все, за исключением «запрещенных вещей». Можно даже встать на колени, молиться - и вам никто слова не скажет, потому что они все молятся, они становятся на колени и молятся. Мусульмане — это люди, которые искренне верят в своего бога, и они - потомки Авраама. С моей точки зрения, это евреи, потому что это те, кто произошли от Измаила, это дети Авраама.
С.И.: Какой процент христианского населения в Ливане?
Н.А.Б.: Примерно 30% христиан. В основном это номинальные христиане, католики. Многие живут мирской жизнью, но 30% - это немало, и даже президент христианин. Поэтому сегодня проповедовать мусульманам об Иисусе Христе легко, но проповедовать надо правильно.
Надо помнить, что они многое видят и знают благодаря своим смартфонам. Какая женщина сегодня хочет ходить в чадре? Никакая. Какая женщина хочет быть подвержена насилию с девяти лет? Быть отданной замуж без ее согласия? Никакая! То есть вот эти все женщины, которые протестуют против насилия, они с радостью перейдут в христианство. Сегодня много людей, которые в исламе принимают Иисуса Христа, потому что Христос гораздо лучше, чем пророк Мухаммед, Он даёт им больше свободы. Например, Христос лично общался с женщинами и с уважением относился к ним. Он ни одной неправильной вещи не сделал для женщин. Мы в Евангелии читаем об отношении Иисуса к людям и видим Его отличие от Мухаммеда. И мы понимаем, что христианство более выгодно людям, чем ислам.
С.И.: Как же тогда правильно говорить мусульманам о Христе?
Н.А.Б.: Главное - не принести злобу, разрозненность и неприязнь, а показать Любовь Христа. Проблема сегодня в неспособности людей показать Иисуса Христа исламскому народу. Они к нам относятся хорошо, я там родился, вырос, в Чечне я работал, и всегда было уважение и правильное отношение. У меня с мусульманами были прекрасные взаимоотношения.
С.И.: Нужно ли проходить специальное обучение перед тем, как ехать благовествовать мусульманам?
Н.А.Б.: Да, это будет правильно. Но сейчас мы выбираем для поездок тех людей, которые уже готовы к этому. Мы сегодня не планируем обучать новых людей. Мы планируем использовать тех, которые уже есть. Перед тем, как кого-то пригласить для участия в поездке, мы беседуем с желающими поехать. Это должны быть люди образованные, но речь не о высоких материях. Надо знать элементарные вещи: «Что такое покаяние? Что такое крещение? Что такое вечеря Господня? Кто такой Христос? Как Христос проповедовал?» Просто и доступно. Мы не углубляемся в теологию – можно или нельзя потерять спасение, например. Им это вообще не надо. Понимаете, человек родился мусульманином, и у него есть свои законы и правила. Нужно показать ему, почему ему нужно принять Христа.
В христианстве не меньше правил, и мы их приносим с собой. Почему они должны выполнять наши правила, а мы их – нет? Например, пастор должен быть обязательно в костюме и в галстуке, в белой рубашке, только в белой рубашке и только в галстуке, в любую жару, даже в 50 градусов по Цельсию. Но это правило, которые мы им установили в конце 60-х годов, когда первые миссионеры приехали к ним. Они должны следовать нашим правилам, а на их правила мы смотрим как на нечто странное. Поэтому я категорически против всех правил. Я за то, чтобы проповедовать Иисуса Христа, не нарушая их правил. Приезжая туда, надо кушать то, что они кушают, надо делать то, что они делают, надо вести себя, как они себя ведут. Надо смотреть правильно на их культуру, надо показать им Иисуса Христа, а не нашу культуру. Вот это моя задача.
С.И.: Как в мусульманских странах относятся к тем, кто сменил свою веру на христианство?
Н.А.Б.: Конечно, негативно. Например, брат Мухаммед, который уверовал в Иисуса Христа, до этого был суннитом. Он был в Хезболле и готовился убивать израильтян, учился стрелять. У него была жена, дети. И вот ему приснился сон, что он тонул, а Христос его спас. Он встал утром и говорит жене: «Слушай, я перехожу в христианство». Она была в шоке: «Ты с ума сошел? Ты же суннит. Мы все мусульмане». «Нет, я перехожу в христианство, я буду проповедовать Христа», - решительно заявил он. Сегодня он уже открыл восемь христианских церквей в этом районе. Его и в тюрьму сажали, и документы забирали… что с ним только ни делали! Он ничего не боится. Он идет проповедовать Христа всем. Я с ним встретился на Бродвее, в Стамбуле мы раздавали Евангелия вместе. Он также раздаёт диски с фильмом об Иисусе на арабском языке. Никто ему ничего не может сделать, потому что Бог с ним.
С.И.: Слава богу. Какие бы вы могли дать рекомендации тем людям, которые
сомневаются, стоит ли заниматься миссией среди мусульман?
Н.А.Б.: Если у вас есть хоть маленькое желание, то я вас благословляю, и мы вам поможем. И поверьте, это будет для вас огромное благословение - проповедовать среди исламского мира. Это нужно не им, это нужно нам, потому что во время миссии мы во многом пересматриваем свое отношение к Христу, и мы больше в Боге нуждаемся. Нам нужна Его охрана, нам нужна Его защита - и это важно. Огромное количество людей, которые там трудятся, не рекламируют себя, но совершают там своё служение, и это огромнейший труд. А мы, как улитки, закрылись в своих раковинах, сами в себе, мы думаем о материальных вещах, о хорошем образовании, высокой зарплате, комфортном доме… и боимся куда-то ехать. Мы боимся того, другого, у нас внутренние проблемы и внутренние конфликты. Но когда мы открываемся для Бога, позволяем Ему главенствовать в нашей жизни, когда мы несем Евангелие, когда занимаемся миссионерским служением, – всё становится на свои места.
Когда мне говорят, что уже нет тех чудес, которые были у первых апостолов, я всегда говорю: «Вы ошибаетесь, поезжайте на миссию – и вы увидите чудеса Господа в своей жизни и жизни вашей семьи». У нас с женой шестеро детей и 18 внуков, и мы каждый день видим Божьи чудеса в нашей жизни, потому что мы посвящаем себя на служение Господу.
Пусть Бог благословит каждого из вас! Молитесь и присоединяйтесь к нашим миссионерским поездкам на Ближний Восток.
С.И.: Благодарю вас.
Светлана Иотко
Аудио-рассказ Н.А. Бугриева об этой поездке можно послушать здесь: Часть 1 | Часть 2.