После нескольких недель пробуждения в университете Эсбери, в социальных сетях появилось много противоречивых оценок этого события… И хотя оно уже закончилось в данном университете, тема пробуждения остается актуальной и насущной.
В отношении событий в Эсбери звучало много вопросов таких как: «Зачем пробуждение?», «Что это? Всё это очень подозрительно!», «Нужно проверить, подлинное ли оно!», «Почему оно произошло без участия известных проповедников?», «Разве достаточно одного только чтения Писания?», «Почему никто не призывал людей к покаянию? И никто не давил на сознание грешников и не занимался «манипуляций» в старании помочь Богу убедить студентов в необходимости покаяния?»
Много и других вопросов звучало в отношении пробуждения в Эсбери. И не удивительно, ведь действие Духа Святого в День Пятидесятницы тоже привело некоторых наблюдателей к скептицизму, которые, насмехаясь, говорили: «Они (апостолы) напились сладкого вина… Причем здесь действие Святого Духа! И вообще, может ли Бог действовать не по нашим ‘церковным традициям'»?
Мы планируем покаяния на больших многотысячных собраниях, которых люди ждут по несколько лет. Однажды на таком собрании, где я должен был говорить проповедь, меня предупредили, что после проповеди не нужно призывать к покаянию, так как запланирован перерыв. «Мы запланировали призыв на другое время…». Подлинное пробуждение происходит не по расписанию. Дух Святой продолжает обличать мир о грехе, о правде, и о суде… Это Его работа. Он может действовать и без участия «знаменитых проповедников», которые часто отвлекают слушателей своей «даровитостью» от Евангелия и заслоняют ею Христа. Нам, главное, не мешать Богу, и тогда Он начинает действовать и действовать в Своё время. Мы так мало слышим призывов к покаянию с церковных кафедр на регулярных богослужениях и откладываем эти призывы на время проведения больших собраний с участием больших хоров, оркестров и всеобщей атмосферы духовного подъёма.
В Эсбери никто не планировал пробуждения. Было обыкновенное богослужение студентов, которое закончилось покаянием, исповеданием своих грехов не только студентов, но и преподавателей, нарушившим и внесшим свои коррективы в расписание и жизнь университета. Там не было громких песен, искусственного нагнетания эмоций или повторных призывов выйти вперед и исповедоваться в своих грехах… Все было пристойно и достаточно благоговейно, без лишних эмоций, которые мы наблюдали в так называемых пробуждениях в харизматических церквах. Университет не принадлежит какой-либо деноминации, хотя он является самым консервативным в штате. Он придерживается Веслианского* – Holiness направления, а также декларирует следующее:
- необходимость жить святой жизнью: «Будьте святы – потому что Я свят»;
- человек может потерять спасение;
- брак возможен только между одним мужчиной и женщиной; добрачные связи и какие-либо «заменители» библейской семьи недопустимы.
Несмотря на своё ортодоксальное вероучение, университет принимает студентов для приобретения различных специальностей не только верующих различных деноминаций, но и неверующих.
Это не семинария, которая готовит пресвитеров. В университете обучаются люди из 40 штатов и 20 стран мира. Поэтому студенты там разные, и не все являются возрожденными, но учеба в христианском университете может повлиять на их жизнь и ценности, поэтому все студенты обязаны посещать служения университетской часовни. Это и есть возможность духовного влияния на жизнь студентов, в которой Христос должен стать Господом. Один брат служитель, который переехал из Калифорнии для жизни на другой берег Америки, заехал в университет, чтобы посмотреть своими глазами на то, что происходило там, и рассказал мне, что он был удивлён благоговению, организованности и хорошим условиям для общения с Богом в этой часовне.
Пробуждение — это восстановление правильных отношений с Богом, это избавление от того «багажа», который накапливается в жизни христианина и разрушает правильные отношения с Ним. Я читал в социальных сетях высказывания некоторых христиан о том, что пробуждение — это не Библейское понятие и подумал, а читают ли они Библию?
Именно об этом говорил Апостол Павел церкви в Риме: «Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели, когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти.» (Рим. 13.11-14.)
Об этом же он говорит Фессалоникийской церкви: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». (1Фес. 5.7.)
Болезненная реакция некоторых христиан на новость о пробуждении – это реакция спящего, которому мешают спать. Ведь сон — это его привычное состояние. «У нас всё хорошо, нам ничего не нужно, мы всем довольны». Это состояние, в котором нет нужды в переменах как на личном, так и на церковном уровнях. Апостол Иоанн записал мысли такого человека: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; но он также продолжил: «а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». (Отк.3.17.)
Наблюдая за событиями последнего пробуждения в Эсбери, я читал высказывания по этому поводу лидеров ЮБК, в частности Timothy K. Beougher, профессора евангелизма в Southern Baptist Theological Seminary, который изучал историю пробуждений более 40 лет своей жизни. Он сказал: «Я думаю, что причина, почему люди боятся пробуждения, это потому, что они знают свои тайные грехи, которые должны попасть под действие Света. Если Бог осветит их Своим фонарём, то это должно привести к подлинным изменениям жизни.» К сожалению, в рамках данной статьи у меня нет возможности опубликовать его богословскую оценку этого пробуждения, которое он считает подлинным.
Jonathan Edwards, отметил признаки подлинного пробуждения (основанном на 1 Ин. 4:
- Иисус прославляется;
- Дух Святой действует против влияния царства сатаны через проповедь о покаянии вo грехах;
- Авторитет Библия в центре всеобщего внимания;
- Дух понимания истины, противостоящий духу заблуждения;
- Провозглашение любви к Богу и людям.
Исходя их этого списка Assistant Professor of Christian Preaching in Southern Seminary, David Prince отмечает что то, что он слышал о событиях в Эсбери соответствует этим признакам подлинного пробуждения.
Мы должны учитывать время, в котором мы живем. Это время всеобщего цинизма. Цинизм – это начальная общая точка отсчёта, с которой общество определяет всё происходящее вокруг. Циники ничего не делают сами, они просто критикуют всё вокруг них. Это, к сожалению, и касается многих христиан. Они автоматически заняли позицию осуждения и приклеивания «ярлыков стандарта», так и не потрудившиеся изучить происходящее, пользуясь сомнительными источниками. Не всё однозначно в том, что происходило в этом Университете, но то, что Бог совершил свою работу в жизни многих молодых людей по их пробуждению к святой жизни, это факт.
Не нужно бояться пробуждения, нужно молиться о том, чтобы Бог послал пробуждение в Америке, в моей церкви, в моем сердце. Пробуждение начинается с меня. Когда-то давно мы пели в церквах старый гимн с такими словами: «Мой брат, пора уж пробудиться от сна греха и пустоты!» Мы его больше не поем, но слова, которые записал Апостол Павел к Ефесской церкви, продолжают звучать и сегодня: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». (Еф.5.14.)
Президент ТОЦ ЕХБ, Иван Милеев
*Познакомиться с основными пунктами Веслианского вероучения можно здесь – кликните эту ссылку (на английском языке).