Недавно в церкви «Возрождение», Ванкувер, штат Вашингтон, прошла интересная миссионерская конференция. Подробнее о ней в интервью с О. Аветисовой рассказал пастор церкви Михаил Николаевич Черенков*.
О.А. Михаил Николаевич, могли бы рассказать, о чем была эта конференция? Я так поняла, что в ее организации были задействованы четыре церкви. А кто основной инициатор этой конференции и как она называлась?
М.Ч. Конечно, с удовольствием поделюсь. Конференция называлась «Go Life». То есть идея о том, чтобы идти и делиться тем, что Бог делает с нами, рассказывать о Нем. Это конференция прежде всего миссионерская. И несмотря на то, что она объединила несколько церквей, идея, принадлежит все-таки одному человеку. Это Юрий Сенченко, пастор церкви «Избери жизнь» и руководитель одноименного служения. Они уже давно проводят подобные конференции и лагеря и в разных форматах поощряют молодые поколения к активной проповеди Евангелия, делая это образом своей жизни. В последние три года церкви штата Вашингтон объединились для общего служения. Два года назад мы провели похожую конференцию в церкви «Благая весть», где пастором является Василий Ступин. В прошлом году конференция прошла в городе Эверетт, и сейчас она проходила у нас для того, чтобы разные церкви могли проявить свое гостеприимство и подключить членов своих церквей, сделать тему миссии актуальной, как бы разбудить церкви, поощрить их к более активному благовестию. Я рад, что идея Юрия Семченко послужила тому, что несколько церквей объединились в проведении этой конференции.
О.А. Вы ранее сказали, что настрой конференции был больше на молодое поколение. Это так? Участвовала только молодежь или же люди всех возрастов были на конференции?
М.Ч. Это хороший вопрос, потому что изначально мы ее представляли, как молодежную миссионерскую конференцию. Но потом немногую стали слово «молодежное» не то чтобы прятать, но использовать не так часто и озвучивать его только для молодежи. Почему мы его убрали, это чтобы не потерять и более старшее поколение. Потому что тема миссии — это не только для молодежи. Другое дело, что с молодежью легче работать в части новых форм проповеди Евангелия. Молодежь более открыта к импровизации, к экспериментам, к творческим подходам. Братья, в частности, Павел Беляев и Юрий Сенченко предложили больше говорить о миссионерской, чем о молодежной конференции. Но, тем не менее, конечно, большая часть участников — это была молодежь.
Меня приятно порадовали гости, приехавшие из Спокена, из Калифорнии. Это были более зрелые люди, ну, скажем, молодежь возраста 30+. И это оживило, в свою очередь, конференцию тем, что мы смогли показать, что мы, люди разных поколений, объединены одним и тем же видением. И это прекрасно! На самом деле, все мастер классы и проповеди, они одинаково были применимы для людей разных поколений. Возможно, что стиль современного молодежного поклонения для старших поколений мог показаться слишком уж современным. И в этом, наверное, единственная, точка разногласия. А в части обучающего содержания материала, оно, я думаю, было актуальным для всех поколений.
О.А. Сколько примерно было человек на этой конференции? И могли бы вы назвать примерный процент молодежи и людей возраста 30+?
М. Ч. Я бы сказал, что, наверное, 70% - это была молодежь до 27 лет, и 30% - это люди постарше. Зарегистрировавшихся было 120 с небольшим. Возможно, это не такое большое количество для межцерковной конференции, но в то же время для миссионерских мероприятий - это неплохая цифра. Поэтому я был доволен тем качеством людей, которые посетили конференцию. Конечно, хочется, чтобы этих людей было больше, и чтобы они были разные. Но то, что есть, тоже хорошо. Я бы сказал так, что это служение нужно продолжать, делать последовательно, систематически культивируя эту тему, возбуждая страсть к миссии, и тогда будет рост.
О. А. Вы по памяти могли бы сказать примерно, сколько и из каких церквей других церквей было людей на конференции?
М. Ч. Ну, во-первых, были люди из основных четырех церквей: «Возрождение», «Источник жизни», «Благая весть», и «Избери жизнь».Были участники также из Спокена, из нескольких церквей Портланда, Ванкувера, гости из Сакраменто. В том числе, были представители американских церквей. Например, от служения «Джони Эриксон и друзья», которые говорили о служении людям со специальными потребностями и нуждами. Это тоже добавило свой колорит.
О. А. Да, это очень интересно. Хотела бы я послушать, о чем они говорили и как они осуществляют миссию. Я посмотрела часть записей этой конференции и поняла ваше опасение, что, возможно, для людей старшего поколения не совсем будет приемлемо тот вид поклонения, который сейчас пропагандируется среди молодежи. Создается впечатление, что молодежь адаптирует внешние атрибуты поклонения. Не будет ли это препятствием в их миссионерском служении? Я раньше наблюдала, как приезжающие к нам американские миссионеры насаждали не столько Евангелие, сколько свой образ жизни и поклонения. Не получится ли это и с нашей молодежью, когда они поедут в разные страны?
М. Ч. Может быть. Хотя, если мы говорим о местной миссии, то надо понимать, что культура молодежи, она где-то совместима гораздо больше, чем культура более старших поколений с местными людьми. Поэтому если говорить о местной миссии, то, наверное, они лучше всего здесь подходят со своими музыкальными симпатиями, со своей одеждой, со своим набором слов и так далее.
Что касается других культур, как они будут адаптироваться, переходить в этот другой контекст, мне трудно сказать.
О.А. Боюсь, что пока еще никто этому их не учит. Но дай Бог, чтобы задор молодежи в том, чтобы передавать людям Евангелие контролировался Духом Святым и направлялся им.
М. Ч. Именно так и есть. Это наше переживание тоже.
О.А. Скажите, пожалуйста, по вашим наблюдениям, как сама молодежь реагировала на тот содержание, которое вы подготовили для этой конференции?
М. Ч. Я думаю, что для них это было очень подходящим. Все было понятно в целом. Хотя разные рабочие группы, семинары, конечно, привлекали свою целевую аудиторию. Например, моя группа называлась «Как молиться за Украину в условиях войны», то есть как молитва и миссия должны работать сегодня вместе рука об руку в служении, например, вот в этой стране. И, конечно, это было интересно для людей постарше. Молодежи это мало понятно, они выросли здесь. Потом, например, «Бизнес как миссия» вызывал больше интереса, а «Поиск призвания», на удивление, чуть меньше. «Миссия для людей со специальными потребностями» была интересна только для тех, которые открыты к тому, чтобы не просто поинтересоваться, но и потом что-то делать. Так что здесь, мне кажется, важно предлагать для каждой группы, подгруппы возможность выбора, чтобы они могли выбрать себе то, что отзывается, то, что резонирует с их сердцем, с их пониманием призвания.
О.А. Это были только лекции или же практика тоже?
М. Ч. У нас была и практика, это был street evangelism – уличная евангелизация. Несколько групп вышли на улицы для благовестия.
О.А. Это замечательно, потому что без практики очень сложно начинать благовествовать в одиночку. В группе это делать легче.
М. Ч. Да, это так. Поэтому это, наверное, стало изюминкой конференции. В конце люди делились, что они впервые поняли, что евангелизм - это для них, что это возможно, что это просто, что они также могут стать участниками этого служения.