Украина меняется на глазах... а меняемся ли мы? Не упускают ли «славянские» церкви Америки свой шанс на перемены, не рискуют ли застрять в прошлом и лишиться смысла своего существования? – эти вопросы задавал себе пастор Михаил Черенков во время очередной миссионерской поездки в Украину. Подробности – в письме служителя.
В декабре 2022 года Господь дал мне возможность еще раз посетить Украину, чтобы передать собранные ресурсы, ободрить наших друзей личным присутствием и участием, послужить Словом и делом в благовестии. Но, кроме этого, я, как пастор церкви, хотел увидеть своими глазами и приобщиться к тому, что Бог делает там: как Он спасает, утешает, ободряет, меняет. Я много думал о том, что я могу сказать своей церкви о происходящем в Украине, чтобы пригласить наших людей к пробуждению, обновлению и добрым переменам.
Из мировой истории мы знаем, что наиболее масштабные перемены в жизни стран и наций происходили в результате войн. Почему так? Потому что, пока старое не будет разрушено, мы будем держаться за него, чтобы избежать перемен. Но чем сильнее будут разрушения, тем решительнее будут наши попытки полного обновления и переустройства. Это тот случай, когда легче снести старое и построить новое, чем латать и ремонтировать. Я говорю здесь не только о наших домах, но и о самом образе жизни, мысли, веры. Ведь мы не можем не задавать себе вопрос: почему эта война стала возможной, какие наши действия или бездействия привели к ней, как наш прошлый образ жизни способствовал этому?
Еще в 2014 году, я часто слышал от людей в Украине: «Когда наконец эта война закончится, и мы сможем жить старой, обычной жизнью?» Люди хотели услышать: «Скоро, очень скоро - все будет хорошо, как раньше». Но христиане не могут обманывать своих ближних такими дешевыми и пустыми словами, такими желанными и при этом – ложными пророчествами. Правда в том, что пути назад нет, в том числе потому, что именно наш старый образ жизни сделал возможной эту страшную войну. Теперь нужно пройти через нее и выйти на ту сторону – в будущее, не прошлое; выйти не прежними, но иными. Сегодня нам нужно помочь людям выбрать правильный путь – путь добрых перемен, и пройти его. Но если церковь сама не захочет меняться, она не сможет помочь другим.
Поэтому я хочу задать два основных вопроса: «Как война меняет украинские церкви? Как война может изменить нас?».
Вначале об украинских церквях. Они меняются на глазах. Перемены, которые раньше, в обычной жизни занимали годы и даже десятилетия, сегодня происходят за недели и месяцы.
Во-первых, почти полностью обновился состав церквей. Когда я посетил весной родную для меня Ирпенскую Библейскую Церковь, то почти не встретил знакомых лиц. При этом зал не был пустым. Пришли новые люди, ищущие Бога. Двое из них покаялись во время служения. Я увидел, что порог евангельской церкви для обычных светских людей перестал быть барьером. В начале войны они пришли в церковь за помощью в эвакуации, после освобождения города они пришли в церковь молиться и благодарить Бога за свое спасение. Они не просто пришли в «нашу» церковь, они стали частью церкви, и тем самым изменили ее.
Во-вторых, поменялись темы и форматы служений. Во время моей зимней поездки мне довелось послужить в церкви отделенных баптистов. Тридцать лет назад я принял в этой церкви крещение, но вскоре мне там стало тесно, я вышел из этой церкви и не возвращался долгие двадцать пять лет. И вот меня пригласили проповедовать на праздничном Рождественском служении. Я ожидал увидеть привычную картину: четыре проповедника, пение хора, участие детей и молодежи, долгие общие молитвы. Но когда я приехал за пятнадцать минут до начала, церковь была пустой. Вся община разъехалась. Впрочем, за несколько минут она наполнилась людьми, о которых можно сказать так: «труждающиеся и обремененные». Я понял, что эти люди нуждались в простом Евангелии. Они внимательно слушали. Я давно не встречал более благодарной и серьезной аудитории. А потом мы спели вместе народную Рождественскую песню-«колядку». Лица ожили, засветились улыбками!
«Я больше не проповедую долгие проповеди», - сказал мой друг, оставшийся единственным служителем в этой общине: «Только Евангелие. Просто, коротко, призывно».
В один из дней мы отправились на благовестие в один из недавно освобожденных городов. Более двух часов длилось наше общение под открытым небом. Люди не хотели расходиться. Спрашивали о Евангелии, вере, молитве. Один мужчина очень просил подарить ему полную Библию. Во время оккупации Роман спасался чтением. «Мне очень нужен Бог и мне нужна Церковь», - признался он. Мы молились вместе, искренне, горячо. Там я живо ощущал, что Христос был среди этих измученных жителей города, в котором не осталось ни одного целого дома. Сегодня там собирается группа ищущих Бога. Спасение пришло и в это мрачное место.
В-третьих, за время войны изменилось понимание Церкви и ее места в обществе. Как сказал мне пастор Иван Русин: «У церкви и народа – те же раны, те же шрамы. Мы едины в этой беде». В общежитии его семинарии принимают военных. В столовой кормят голодных и бездомных. Трудно сказать, где заканчивается Церковь и начинается общество.
Границы и деления на «наших» и «не наших» исчезли. Каждый украинец стал ближним. Может быть, пока еще не верующим или не совсем верующим, но уже ищущим, приближающимся, «нашим». Можно сказать так: Церковь перестала быть собственностью евангельских верующих, теперь каждый может назвать ее «нашей». Теперь она в центре внимания, теперь все ожидают от нее света и соли.
Проходя через этот страшный опыт войны, украинские церкви быстро меняются, развиваются, обновляются. А с другой стороны, можно сказать и так: они возвращаются к простым евангельским истинам, к своему изначальному призванию.
А теперь о нас, живущих на расстоянии. Как должны поменяться мы? Не пора ли и нам вспомнить о своей миссии и вернуться к простому Евангелию, освободиться от лишних тем и форм, чтобы быть светом мира и солью земли, в которой поселил нас Господь? Как это все может выглядеть в нашей церковной и личной жизни?
Я не буду отвечать на эти вопросы. Оставлю вас с ними наедине. Не спешите с ответами. Думайте, молитесь, бодрствуйте вместе с Украиной, переживайте, плачьте, сострадайте, помогайте. С этой простой человеческой и христианской солидарности могут начаться большие перемены в жизни нашей и наших церквей. Не проспите это страшное и важное время, время перемен!
Михаил Черенков,
Ответственный пастор церкви «Возрождение», Ванкувер